0

Сунь Ятсен краткая биография: революция, взгляды

Сунь Ятсен родился 12 ноября 1866 года, Сяншань (ныне Чжуншань), провинция Гуандун, Китай, умер 12 марта 1925 года, Пекин. Лидер Китайской националистической партии Гоминьдан. Известен как отец современного Китая. Принимал активное участие в свержении династии Цин. Был первым, кого назначили президентом Китайской Республики.

Ранняя жизнь

Сунь родился в семье бедных крестьян в Сяншане, в Южно-Китайской провинции Гуандун. В 1879 году его брат Мэй, который ранее переехал на Гавайи в качестве рабочего, привез его в Гонолулу, где, будучи студентом, Сунь впервые подвергся западному влиянию. Поскольку его брат возражал против приобщения к христианству, Сунь вернулся в свою родную деревню в 1883 году и осенью отправился учиться в Епархиальный дом в Гонконге.

В 1884 году он перевелся в правительственную Центральную школу и женился на Лу Мужэнь (1867-1952), которую выбрали для него родители. От этого брака родились сын и две дочери. Вскоре он поступил в Медицинскую школу Гуанчжоу (Кантон).

В Гонконге Сунь получил медицинскую степень. Во время пребывания в этом городе молодой человек принял христианство (к огорчению своей семьи). Стать христианином было символом принятия «современных» или западных знаний и идей. Это было революционное заявление в то время, когда династия Цин отчаянно пыталась отбиться от вестернизации.

К 1891 году Сунь оставил медицинскую практику и стал сотрудничать с литературным обществом, которое выступало за свержение династии Цин. Он также начал 20-летние отношения с Гонконгской женщиной по имени Чэнь Цуйфэнь. Он вернулся на Гавайи в 1894 году, чтобы завербовать там китайских патриотов для революционного дела во имя возрождения китайского общества.

Сунь не был подготовлен к политической карьере, тем не менее, он был честолюбив и обеспокоен тем, как Китай, который придерживался своих традиционных путей при консервативной династии Цин, терпел унижение от рук более технологически развитых стран. Оставив медицину в Гуанчжоу, он отправился на север в 1894 году в поисках политической удачи. В длинном письме к Ли Хунчжану, генерал-губернатору провинции Чжили (Чихли, ныне Хэбэй), он изложил свои идеи о том, как Китай мог бы набраться сил, но все, что он получил от Ли, было поверхностным одобрением его плана создания сельскохозяйственной ассоциации-шелководства. С этой скудной информацией Сунь отправился на Гавайи в октябре 1894 года и основал организацию под названием «Возрождение китайского общества» (Xingzhonghui), которая стала предшественницей тайных революционных групп, возглавляемых позже Суном. В ее состав включались исключительно выходцы из провинции Гуандун и представители низших социальных групп.

Годы в изгнании

Воспользовавшись поражением в китайско-японской войне (1894-1895) и последовавшим кризисом, Сунь уехал в Гонконг в 1895 году и организовал восстание в Гуанчжоу, столице своей родной провинции. Когда план провалился, он уехал на 16 лет заграницу.

В 1896 году, при не совсем понятных обстоятельствах, Сунь был пойман и задержан на 13 дней китайским посольством в Лондоне. Вполне вероятно, что Сунь столкнулся с коллегой-Кантонцем, работавшим в посольстве, и был обнаружен и схвачен, когда навещал его под другим именем. Посольство планировало отправить Суня обратно в Китай, но прежде чем это удалось сделать, Сунь перевел на свою сторону британского служащего в посольстве и связался с Джеймсом Кантли, бывшим деканом гонконгского медицинского колледжа. Вмешалось Министерство иностранных дел Великобритании, и он был освобожден из плена. Этот инцидент вызвал широкую огласку и дал мощный толчок карьере политика.

Проведя большую часть последующих восьми месяцев за чтением в Британском музее, Сунь отправился в Японию через Канаду. Прибыв в Японию в августе 1897 года, он был встречен Миядзаки Торадзо, авантюристом, который слышал о Лондонском инциденте и был готов помочь Суню в его политической деятельности. Миядзаки познакомил Суня со многими влиятельными японцами, в том числе со старшими государственными деятелями Окума Сигэнобу, Соэдзима Танэоми и Инукай Цуеси, от некоторых Сунь получил как политическую, так и финансовую помощь.

В период беспорядков 1900 года Сунь участвовал в тайных маневрах с участием сэра Генри Блейка, британского губернатора Гонконга, и Хэ Кая, влиятельного китайца в этой колонии. Их задачей было убедить Ли Хунчжана объявить независимость. Откликнувшись на призыв сотрудников Ли, Сунь отправился в Гонконг, но, опасаясь ловушки, не сошел на берег. Вместо этого он был представлен Миядзаки и двумя другими японцами на встрече, которая оказалась бесплодной.

Китайско-японская война 1894-1895 годов была катастрофическим поражением для цинского правительства. Некоторые реформаторы стремились к постепенной модернизации имперского Китая, но Сунь Ятсен призывал к концу империи и созданию современной Республики. В октябре 1895 года общество «Возрождение Китая» организовало первое восстание в Гуанчжоу в попытке свергнуть династию Цин. Однако их планы были раскрыты, и правительство арестовало более 70 членов общества. Сунь Ятсен бежал в Японию.

Именно во время своего изгнания в Японии и других странах Сунь Ятсен установил контакты с японскими модернизаторами и защитниками паназиатского единства против западного империализма. Он также помогал снабжать оружием Филиппинское сопротивление, которое освободилось от испанского империализма. Сунь надеялся использовать Филиппины в качестве базы для китайской революции, но вынужден был отказаться от этого плана.

Из Японии Сунь также предпринял вторую попытку восстания против правительства провинции Гуандун. Несмотря на помощь триад (китайская мафия), 22 октября 1900 года восстание в Хуэйчжоу также потерпело неудачу.

На протяжении всего первого десятилетия XX века Сунь Ятсен призывал Китай изгнать татарских варваров, имея в виду этническую маньчжурскую династию Цин, а также заручился поддержкой зарубежных китайцев в США, Малайзии и Сингапуре. Он предпринял еще семь попыток восстания, включая вторжение в Южный Китай из Вьетнама в декабре 1907 года, названное восстанием Чжэннаньгуань. Его самая впечатляющая попытка восстания закончилась неудачей после семи дней ожесточенных боев.

Основание Объединенной Лиги

1903 год ознаменовался значительным поворотным моментом в карьере Суня. Его последователи все чаще выходили из образованного класса, самой престижной и влиятельной группы в Китае. Этой решительной перемене Сунь во многом был обязан двум факторам: неуклонному упадку династии Цин и мощной пропаганде Лян Цичао, реформиста, бежавшего в Японию в 1898 году, основавшего китайскую прессу и мгновенно добившегося успеха. Лян фактически не выступал против Цинского режима, но его нападки на Циси, вдовствующую императрицу, которая фактически управляла страной, послужили подрыву режима.

В 1904 году Суню удалось создать несколько революционных ячеек в Европе, а в 1905 году он возглавил революционную коалицию-Объединенную Лигу (Тунмэнхуй) в Токио. В течение следующих трех лет общество активно пропагандировало свою деятельность через “Народный журнал” (Минбао).

Объединенная лига была очень слабо организована, и Сунь не имел никакого контроля над отдельными членами. Хуже того, все организованные мятежи заканчивались неудачей. Члены совета впали в отчаяние, а внешние финансовые взносы сократились. Кроме того, из-за давления со стороны Цин иностранные правительства все больше избегали Суня. В 1907 году японское правительство выделило ему определенную сумму денег и попросило покинуть страну. Год спустя правительство Индокитая, где Сунь вынашивал несколько заговоров, стало преследовать его. Гонконг и некоторые другие территории запретили ему въезд.

В этих обстоятельствах Сунь провел год в путешествии по Европе и Соединенным Штатам. Вернувшись в Азию в июне 1910 года, он снова уехал на Запад после встречи с другими революционерами, на которой они решили предпринять массированные усилия для захвата Гуанчжоу. На этот раз Сунь собрал больше денег в Канаде и Соединенных Штатах, но восстание 27 апреля в Гуанчжоу (известное как революция 29 марта) прошло не лучше, чем предыдущие заговоры. Возможность революционного успеха казалась еще более отдаленной, чем когда-либо.

В последующие несколько лет действующая династия в Китае реорганизовала армию, ввела школьную систему, отменила экзамены на государственную службу, основанные на традиционной китайской системе, восстановила многие правительственные органы и созвала провинциальные и национальные собрания. Образованный класс, тем не менее, оставался неудовлетворенным темпом перемен, и режим быстро терял контроль над ситуацией.

Революция 1911 года

В 1911 году Цин решил национализировать все магистральные железные дороги. В провинции Сычуань вспыхнуло вооруженное восстание, и двор подвергся новым нападениям, не сумев его подавить. В октябре того же года местная революционная группа в Ухане, одна из многих в Китае к этому времени, начала новое восстание, которое, несмотря на отсутствие координации, неожиданно сумело свергнуть правительство провинции. Его успех вдохновил другие провинциальные отделения.

Сунь Ятсен узнал о революции в Ухане из газет, когда был в Денвере, штат Колорадо. Он вернулся в Шанхай в декабре и был избран временным президентом делегатами в Нанкине. Зная, что его режим слаб, Сунь заключил сделку с Юань Шикаем, имперским министром, которому двор доверил всю полноту власти.

К тому времени, когда Сунь вернулся в Китай на Рождество 1911 года, восстание распространилось по всей долине Янцзы. Революционеры из четырнадцати провинций избрали его президентом Временного правительства. 1 января 1912 года Сунь Ятсен провозгласил создание Китайской Республики.

Поздняя Борьба

Северному военачальнику Юань Ши-Каю было обещано президентство, если он сможет надавить на наследника престола Пуйи, чтобы тот официально отрекся от короны.

Пуйи отрекся от престола 12 февраля 1912 года, поэтому 10 марта Сунь Ятсен отошел в сторону, а Юань стал следующим временным президентом. В сентябре Юань назначил Суня генеральным директором по развитию железных дорог. Их союз мог бы продержаться, если бы Сунь Цзяорэнь, который преобразовал Союзное общество в националистическую партию и был ее главой, не был убит в марте 1913 года, предположительно по приказу Юаня.

Вскоре стало ясно, что Юань надеется основать новую императорскую династию, а не современную республику. Сунь начал собирать своих сторонников, созывая их в мае 1912 года в Пекине на Законодательное собрание.

В 1915 году Юань Ши-Кай ненадолго реализовал свои амбиции, когда провозгласил себя Императором Китая (р. 1915-16). Его провозглашение императором вызвало бурную реакцию со стороны других военачальников, таких как Бай Ланг, а также политическую реакцию со стороны партий. Сунь Ятсен и его сторонники сражались с новым «императором» в войне против монархии. В последовавшем хаосе оппозиция объявила Сунь Ятсена президентом Китайской Республики.

Когда кампания провалилась, Сунь снова бежал в Японию. Находясь там, он безуспешно искал японской помощи, обещая огромные территориальные уступки. Этим он отталкивал многих революционеров, требуя от них личной преданности. Суня также критиковали за то, что он женился на своей секретарше Цинлин в октябре 1915 года, не разведясь со своей первой женой.

Теперь Сунь начал работать над свержением Юаня. Однако Юаня погубили его собственные ошибки, а не заговор. Попытка заменить республику монархией вызвала восстания в Юго-Западном Китае, за которыми последовали восстания последователей Суня в ряде других провинций. Ятсен вернулся в Шанхай в апреле 1916 года, за два месяца до смерти Юаня.

На следующий год Сунь отправился из Шанхая в Гуандун, чтобы начать движение против премьера Дуань Цируя (Tuan Chi-jui). Избранный в июле генералиссимусом сепаратистского режима, Сунь был вынужден уйти в отставку и уехать в Шанхай в середине 1918 года, когда он потерял поддержку Лу Жунтина, военного сюзерена провинции Гуандун.

После бесплодных поисков японской помощи Сунь обосновался в Шанхае. Там он написал два из трех трактатов, которые позже были включены в его Цзянь-го фан-Луэ (принципы национального восстановления). В первой части «Социальная реконструкция», завершившаяся в феврале 1917 года, Сунь объяснял провал демократии в Китае отсутствием у народа практики ее применения.

Сунь назначил командующим Чэнь Цзюн Мина (Chien Chiung-ming) и отправил своих людей в Фуцзянь. Убедив Чэня сразиться с лидером сопротивления, Сунь вернулся на свой пост еще на 16 месяцев, в конце которых Чэнь отвернулся от него, и Сунь снова был вынужден уехать в Шанхай. Из этого убежища он увел войска и с их помощью снова вернулся в Гуанчжоу. В феврале 1923 года он провозгласил себя генералиссимусом нового режима.

Тем временем военные союзники Суня прокладывали путь к возвращению в Кантон. К середине февраля 1923 года Сунь снова стал главой военного правительства. В январе 1924 года Первый национальный конгресс Гоминьдана утвердил новую Конституцию, которая перестроила партию по советскому образцу. Во главе партии стоял Центральный Исполнительный комитет с Бюро пропаганды (с использованием литературы и средств массовой информации для воздействия на массы).

В политической жизни Суня появился новый фактор. Безуспешно добиваясь помощи от Запада и Японии, он все больше обращался к Советскому правительству, пришедшему к власти в России в 1917 году. Советский дипломат Адольф Иоффе посетил Суня в Шанхае в 1922 и 1923 годах. В последнем году они выпустили манифест Сунь-Жоффэ, в котором говорилось, что коммунистическая система не подходит Китаю, что Россия намерена отказаться от своих привилегий в Китае и что она не намерена распространять свое влияние на Монголию. По Советскому настоянию Коммунистическая партия Китая решила сотрудничать с националистами.

Чан Кайши скептически относился к союзу с коммунистами, он согласился с планами своего наставника Ятсена. С советской помощью они обучили 250-тысячную армию, которая должна была пройти через Северный Китай в трех направлениях, чтобы уничтожить военачальников Сунь Чуань-фана на северо-востоке, Пэй-фу на центральных равнинах и Чжан Цзолиня в Маньчжурии.

В октябре 1923 года Михаил Бородин, представитель Коминтерна (Коммунистического Интернационала), прибыл в Гуанчжоу и вскоре завоевал доверие Суня. В начале 1924 года Ятсен реорганизовал националистическую партию, сделав ее дисциплинированной. Партия была выстроена по советской модели. По его указанию съезд партии избрал трех коммунистов в свой центральный исполнительный комитет и одобрил создание военной академии (президентом которой Сунь назначил Чан Кайши). Частью его усилий по партийному строительству была серия лекций, прочитанных Суном о его собственной доктрине.

Сунь провел свои последние дни, подписав содержательное «политическое завещание», призывая своих последователей придерживаться его целей в проведении Революции до победы. Он также подписал весьма противоречивую прощальную речь (прощальное обращение) к Советскому Союзу, чтобы подтвердить объединение против западного господства. На следующий день, 12 марта 1925 года, Сунь умер в Пекине. По приказу Туань Ци-цзюя ему были устроены государственные похороны. Его гроб оставался в храме в Сишане до 1929 года. Далее его перенесли в Мавзолей в Нанкине.

Политические доктрины Суня обобщены в его трех принципах народа (национализм, демократия и средства к существованию народа—последний включает регулирование частного капитала и выравнивание прав на землю). В плане национального восстановления, который объяснял основные парламентские процедуры, он изложил грандиозную идею индустриализации Китая, придуманную без особой помощи инженеров или экономистов.

Учение Суня было освящено последователями, но оно не было его главной силой. Он обладал огромной способность терпимо относиться к слабостям других, исключительную волю к власти и знание Западной культуры. Возможно, последний фактор является наиболее важным, поскольку именно он выделил Суня и сделал его символом китайской модернизации.

История падения династии Цин

Китайская династия Цин пала в 1911-1912 годах, это ознаменовало конец невероятно долгой имперской истории страны. История правления династии тянется с 221 года до нашей эры, когда Цинь Шихуанди впервые объединил Китай в единую империю. В течение большей части этого времени Китай был единственной, бесспорной сверхдержавой в Восточной Азии, с соседними землями, такими как: Корея, Вьетнам и Япония. Однако спустя более чем 2000 лет китайская имперская власть при последней китайской династии была низвергнута.

Этнические маньчжурские правители китайской династии Цин правили Срединным царством с 1644 года н. э., когда они победили последнего из династии Мин, вплоть до 1912 года.

Крах китайской династии Цин был долгим и сложным процессом. Правление Цин разрушалось с второй половине XIX века и в начале XX века из-за сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов оно пало.

Ропот несогласия

Цины были из Маньчжурии, и они основали свою династию как завоевательную силу. Сохраняя эту идентичность и организацию на протяжении всего своего 268-летнего правления. В частности, двор отличался от своих подданных определенными религиозными, языковыми, ритуальными и социальными особенностями, всегда представляя себя внешними завоевателями.

Социальные восстания против династии Цин начались с восстания Белого Лотоса в 1796-1820 годах. Цин запретили земледелие в северных областях, которые были оставлены монгольским скотоводам.

Восстание Белого Лотоса

В результате технологических усовершенствований китайское население резко выросло, увеличившись с почти 178 миллионов в 1749 году до почти 359 миллионов в 1811 году. К 1851 году население Китая династии Цин приблизилось к 432 миллионам человек. Поначалу крестьяне соседних с Монголией областей работали на монголов, но в конце концов население перенаселенных провинций Хубэй и Хунань хлынуло в этот регион. Вскоре новые мигранты стали превосходить по численности коренное население, и конфликт стал возрастать.

Восстание Белого Лотоса началось, когда большие группы китайцев подняли восстание в 1794 году. В конце концов восстание было подавлено Цинской династией, но организация Белого Лотоса осталась тайной и нетронутой, и выступала за свержение династии Цин.

Имперские Ошибки

Другим важным фактором, способствовавшим падению династии Цин, был европейский империализм и грубый просчет Китая в отношении могущества и безжалостности британской короны.

К середине XIX века династия Цин находилась у власти уже более века. Элиты и многие их подданные чувствовали, что у них есть небесный мандат оставаться у власти. Одним из инструментов, который они использовали, чтобы остаться у власти, было очень строгое ограничение торговли иностранцам. Цин верили, что единственный способ избежать ошибок восстания Белого лотоса-это подавить иностранное влияние.

Англичане при королеве Виктории были огромным рынком сбыта китайского чая, но Цин отказывался вступать в торговые переговоры, требуя, чтобы Британия платила за чай золотом и серебром. Вместо этого Британия начала прибыльную незаконную торговлю опиумом, который переправлялся из британской имперской Индии в Кантон, расположенный далеко от Пекина.

Китайские власти сожгли 20 000 тюков опиума, а британцы ответили опустошительным вторжением в материковый Китай в ходе двух войн, известных как «Опиумные войны» 1839-42 и 1856-60 годов.

Совершенно неподготовленная к такому натиску, династия Цин проиграла, и Британия заключила неравноправные договоры и взяла под свой контроль район Гонконга вместе с миллионами фунтов серебра, чтобы компенсировать британцам потерянный опиум. Это унижение показало всем подданным, соседям и данникам Китая, что некогда могущественное государство теперь слабо и уязвимо.

Углубление Слабости

Обнаружив свои слабые места, Китай начал терять власть над своими периферийными регионами. Франция захватила Юго-Восточную Азию, создав свою колонию во Французском Индокитае. Япония отняла Тайвань, взяла под контроль Корею (бывший китайский данник) после первой китайско-японской войны 1895-1896 годов, а также ввела неравные торговые требования в Симоносекском договоре 1895 года.

К 1900 году иностранные державы, включая Великобританию, Францию, Германию, Россию и Японию, установили «сферы влияния» вдоль прибрежных районов Китая. Там иностранные державы в основном контролировали торговлю и вооруженные силы, хотя формально они оставались частью цинского Китая. Баланс сил резко изменился в сторону от императорского двора к иностранным державам.

Боксерское восстание

Внутри Китая росло недовольство, и империя начала рушиться изнутри. Простые ханьские китайцы не испытывали особой лояльности к правителям династии Цин, которые все еще представлялись завоевателями Маньчжурии с севера. Катастрофические «Опиумные войны», казалось, доказывали, что чужеземная правящая династия утратила власть небес и нуждается в свержении.

В ответ вдовствующая Императрица Циси жестко подавила реформаторов. Вместо того чтобы следовать по пути модернизации страны, Циси проводила консервативную политику.

В 1900 году китайские крестьяне подняли огромное анти-иностранное движение, названное «боксерским восстанием», они первоначально выступали как против правящей семьи Цин, так и против европейских держав (плюс Япония). В конце концов цинские армии и крестьяне объединились, но им не удалось победить иностранные державы. Это означало начало конца династии Цин.

Последние дни последней династии

Сильные лидеры повстанцев начали оказывать серьезное влияние на способность Цин править. В 1896 году Янь Фу перевел трактаты Герберта Спенсера о социальном дарвинизме. Другие стали открыто призывать к свержению существующего режима и замене его конституционным правлением. Сунь Ятсен стал первым» профессиональным » революционером в Китае, завоевав международную репутацию.

Одним из ответных мер династии Цин было изъятие слова «революция» путем исключения его из учебников мировой истории. Французская революция была теперь французским «восстанием» или «хаосом».

Покалеченная династия Цин цеплялась за власть еще десять лет, скрываясь за стенами «Запретного города». Восстание в Учане 1911 года забило последний гвоздь в крышку гроба, когда 18 провинций проголосовали за отделение от династии Цин. Последний Император, 6-летний Пуйи, официально отрекся от престола 12 декабря 1912 года, положив конец не только династии Цин, но и тысячелетнему имперскому периоду Китая. Сунь Ятсен был избран первым президентом Китая, и началась Республиканская эра Китая.

DenZ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *