0

Дэвид Ллойд Джордж биография: политика, война

Дэвид Ллойд Джордж, также именуемый 1-ый граф Ллойд-Джордж Двайфорский, виконт Гвинед Двайфорский, (родился 17 января 1863 года, Манчестер, Англия — умер 26 марта 1945 года, Тай-Ньюидд, близ Лланистумдви, Карнарвоншир, Уэльс), британский премьер-министр (1916-22), который доминировал на политической сцене во второй половине Первой мировой войны.

Ранняя жизнь

Отец Ллойд Джорджа был валлиец из Пемброкшира и стал директором начальной школы в Манчестере. Его мать была домохозяйкой, дочерью Дэвида Ллойда, баптистского священника. Его отец умер в июне 1864 года, оставив Миссис Джордж в нищете. Она переехала в Лланистамдви в графстве Кернарвоншир, где ее брат Ричард, сапожник и баптистский священник, поддерживал ее и ее детей. От него Дэвид Ллойд Джордж перенял многие убеждения. Его дядя позволил ему начать в возрасте 14 лет карьеру адвоката. В 1879 году он поступил на работу в фирму в Портмадоке, сдав последний экзамен в 1884 году. В Уэльсе, как и в Ирландии, англиканский господствующий класс землевладельческого дворянства доминировал над кельтским народом.

В молодости Ллойд Джордж обладал романтической внешностью, которая обеспечивала успех у женщин. После многочисленных любовных романов он женился в 1888 году на Маргарет Оуэн, которая родила ему двух сыновей и трех дочерей. Этот брак нельзя назвать счастливым. Ллойд Джордж был неспособен к верности, и его романы с другими женщинами пользовались дурной славой. Его жена поддерживала его, но в конце концов поведение Дэвида было слишком даже для ее терпимости.

Ллойд Джордж вошел в парламент в 1890 году, победив на дополнительных выборах в округе Карнарвон, место, которое он сохранял в течение 55 лет. Вскоре он сделал себе имя в Палате общин благодаря своей смелости, обаянию, остроумию и мастерству ведения дебатов. В течение 10 лет либеральной оппозиции, последовавшей за выборами 1895 года, он стал ведущей фигурой в радикальном крыле партии. Он ожесточенно и мужественно выступал против войны в Южной Африке. С наступлением мира Ллойд Джордж развернул в Уэльсе большую агитацию против налоговых субсидий церковным школам, учрежденных законом Балфура об образовании (1902).

Балфур ушел в отставку в декабре 1905 года, а сэр Генри Кэмпбелл-Баннерман сформировал либеральную администрацию, назначив Ллойда Джорджа в Кабинет министров президентом Совета по торговле. В этой должности он отвечал за важные законодательные акты: закон «о торговом судоходстве (1906)», улучшающий условия жизни моряков, закон «о патентах и образцах (1907)», предотвращающий иностранную эксплуатацию британских изобретений и закон «о порте Лондона (1908)», устанавливающий управление портом Лондона. Он также заслужил высокую репутацию своей терпеливой работой по урегулированию забастовок. Он пережил тяжелую утрату в ноябре 1907 года, когда его дочь Мэйр умерла от аппендицита в возрасте 17 лет.

Здоровье Кэмпбелла-Баннермана пошатнулось в 1908 году. На посту премьер-министра его сменил канцлер казначейства Герберт Генри Асквит, который назначил Ллойда Джорджа своим преемником. Это было повышение и сделало его сильным соперником за премьерство после Асквита. К этому времени состояние Либеральной партии начало ухудшаться. Палата лордов заблокировала большую часть законодательства о социальных реформах, и радикальное крыло партии было обеспокоено тем, что ее популярность может быть украдена зарождающейся Лейбористской партией, если не удастся выйти из тупика. В то же время спрос на большее количество линкоров, вызванный из-за Германской военно-морской программы, угрожал финансам, доступным для социальных реформ. Именно для того, чтобы справиться с этими трудностями, Ллойд Джордж составил знаменитый “Народный бюджет” 1909 года, призывая к налогам на незаработанный прирост от продажи земли и стоимости земли, более высоким сборам и сверхналогу на доходы свыше 3000 фунтов стерлингов. Кроме того, какое-то время казалось, что вето Палаты лордов на прогрессивное законодательство будет обойдено, поскольку обычай Конституции запрещал верхней палате вмешиваться в бюджет. Однако, консервативное большинство в Палате лордов, вопреки совету некоторых из ее более мудрых членов, решило отклонить его. Следствием этого отказа стали два всеобщих голосования, серьезный конституционный кризис и окончательное принятие закона «о парламенте 1911 года», который серьезно ограничил полномочия верхней палаты. Основная тяжесть легла на плечи Асквита, но Ллойд Джордж оказал ему энергичную поддержку. Его речь в Лаймхаусе, где он обличал алчность класса помещиков, особенно герцогов, оказала сильное влияние на народ.

В 1913 году он столкнулся с одним из самых серьезных кризисов в своей карьере. В апреле 1912 года вместе с Генеральным прокурором Руфусом Айзексом он приобрел акции американской телеграфной компании Marconi Wireless Telegraph Company по цене значительно ниже той, что доступна широкой публике. Американская компания Маркони была юридически независима от британского концерна, но эти две компании были тесно связаны, и акции последнего резко выросли в результате решения правительства принять его предложение о строительстве сети радиостанций по всей империи. Избранный комитет Палаты общин вскрыл эти факты и, хотя партийное большинство оправдало министров, репутация Ллойд Джорджа была подорвана.

Социальная реформа и начало войны

Главным достижением Ллойд Джорджа в годы, непосредственно предшествовавшие войне, было социальное страхование. Вдохновленный поездкой в Германию (1908), где он изучал Бисмарковскую схему страховых выплат, Ллойд Джордж решил ввести медицинское страхование и страхование по безработице на аналогичной основе в Великобритании. Это он сделал в законе «о национальном страховании 1911 года». Данная мера вызвала ожесточенную оппозицию и была даже непопулярна среди рабочего класса. Ллойд Джордж провел свою программу через парламент с большим мастерством и решимостью. Таким образом, он заложил основы современного государства всеобщего благосостояния.

Хотя большая часть времени правительства в эти годы была занята ирландским вопросом, Ллойд Джордж играл в нем незначительную роль. В июле 1911 года, после тщательных консультаций с Асквитом и сэром Эдвардом Греем, он сделал грозное предупреждение Германии в связи с марокканским кризисом. Когда в конце июля-начале августа 1914 года Кабинет министров сотрясался от вопроса о вступлении в войну, он поначалу склонялся к изоляционистской позиции. На краткий миг он задумался об отставке. Но поток событий увлек его в другую сторону. Став канцлером, он погрузился в финансовые проблемы, вызванные войной.

Министр вооружения и Государственный Секретарь по военным вопросам

В течение оставшейся части 1914 года и первых месяцев 1915 года Ллойд Джордж был энергичным сторонником увеличения производства боеприпасов. Здесь он вступил в острый конфликт с лордом Китченером в Военном министерстве. Отставка адмирала Фишера в 1915 году вынудила Асквита перестроить правительство на коалиционной основе и признать консерваторов. В новой администрации Ллойд Джордж стал министром вооружения. В этой должности он внес один из самых заметных вкладов в победу союзников. Его методы были неортодоксальны и шокировали гражданскую службу, но его энергия была огромна. Он привозил способных помощников из большого бизнеса и использовал свое красноречие, чтобы побудить организованную рабочую силу к сотрудничеству.

Ллойд Джордж сформировал определенные взгляды на военную стратегию на ранней стадии. Он сомневался в возможности прорыва на Западном фронте и вместо этого выступал за фланговое наступление с Ближнего Востока. Таким образом, он вступил в противоречие с официальной военной иерархией, на которую настойчиво давили сэр Дуглас Хейг и Сэр Уильям Робертсон, утверждая, что войну можно выиграть только на Западе. 5 июня 1916 года Китченер утонул по пути в Россию, когда его корабль подорвался на немецкой мине. Несчастный случай, происшедший в последнюю минуту помешал Ллойд Джорджу поехать с ним. После некоторого колебания Асквит назначил его на вакантную должность в Военном министерстве.

Ллойд Джордж занимал этот пост в течение пяти месяцев, но Робертсон как начальник имперского Генерального штаба обладал почти всеми важными полномочиями военного министра. Ллойд Джордж был раздражен этими ограничениями, тем более что он не соглашался с Робертсоном в вопросах стратегии. Расстроенный из-за этого события, он начал с растущим скептицизмом рассматривать все направления войны и не скрывал своих сомнений. Поведение Асквита, несомненно, вызывало всеобщее беспокойство, особенно в Консервативной партии. 5 декабря Асквит был вынужден уйти в отставку, а через два дня его сменил Ллойд Джордж. Его поддержали ведущие консерваторы, но наиболее видные либеральные министры подали в отставку вместе с Асквитом.

Премьер-министр

Ллойд Джорджу было уже 54 года, и он находился на пике своей карьеры. Энергия, красноречие и способности сделали его ведущим государственным деятелем того времени, и вступление на пост премьер-министра было одобрено большинством граждан в стране. Он немедленно заменил небольшой военный кабинет из пяти человек, который должен был постоянно заседать, на орган из 23 человек.

Одним из наиболее заметных достижений Ллойд Джорджа была борьба с подводной угрозой, которая в начале 1917 года угрожала Британии блокадой. Он добился этого, вынудив Адмиралтейство принять конвойную систему. Остро ощущалась нехватка продовольствия, вызванная подводной войной. Необходимо было принять решительные меры для активизации сельскохозяйственного производства, и в конце концов была введена система продовольственного нормирования (1918). В этих вопросах Ллойд Джордж был на высоте, презирал бюрократию, был полон решимости действовать и добиваться того, чтобы его воля восторжествовала.

Меньше всего он преуспел в области стратегии. Ллойд Джордж по-прежнему скептически относился к способности британского Верховного командования успешно проводить даже стратегию на западном фронте. Не предупредив ни Хейга, ни Робертсона заранее, он выступил против них на конференции в Кале в феврале 1917 года с планом передачи британской армии под французское командование для предстоящего наступления генерала Робера-Жоржа Нивеля. С этого момента Хейг и Робертсон стали относиться к Ллойд Джорджу с глубоким недоверием. Наступление на Нивель потерпело полный провал, и в результате Ллойд Джордж оказался на шатком положении, когда попытался противостоять предложениям Хейга о крупной британской кампании во Фландрии летом. После долгих колебаний он уступил, и 31 июля 1917 года началось злополучное наступление на Пашендейле. Хотя оно, возможно, и предотвратило нападение немцев на французов, Пашендейль огромными человеческими жертвами не достиг ни одной из своих главных целей. Теперь Ллойд Джордж был убежден в некомпетентности британского Верховного командования.

Он все еще не решался открыто выступить против них. Вместо этого он начал то, что сэр Уинстон Черчилль назвал “серией чрезвычайно трудоемких и загадочных маневров”, с целью создания единого командования. В феврале 1918 года Робертсон предложил свою отставку, которую Ллойд Джордж принял, но Хейг остался на посту главнокомандующего. Недоверие Ллойд Джорджа к Хейгу было настолько велико, что зимой 1917-1918 годов он намеренно держал его в стороне от войск, опасаясь возобновления наступления. В результате в марте 1918 года германский командующий генерал Эрих Людендорф был близок к успешному наступлению на британский сектор. Чрезвычайная ситуация привела к созданию объединенного командования под началом маршала Фердинанда Фоша, и к маю ситуация стабилизировалась.

Ситуация изменилась, и западные союзники предприняли серию успешных атак на истощенных немцев. Перемирие ноября 1918 года поставило Ллойд Джорджа перед дилеммой. Должен ли он позволить вернуться к политике партии мирного времени или продолжить коалицию? Лидер консерваторов Бонар Лоу был готов к сотрудничеству. Несколько поверхностное предложение включить Асквита было отклонено. Последовавшие за этим выборы в декабре принесли коалиционистам победу. Однако раскол между сторонниками Ллойда Джорджа и Асквита стал еще шире, и теперь Ллойд Джордж в значительной степени зависел от поддержки консерваторов.

Как один из трех великих государственных деятелей в Версале, Ллойд Джордж должен нести главную ответственность за мирное урегулирование. Он придерживался среднего курса между Жоржем Клемансо и Вудро Вильсоном. Но на протяжении всего этого времени Ллойд Джордж находился под давлением более драконовской политики Клемансо. К его чести, окончательный расчет оказался ненамного хуже, чем был. Этот договор был хорошо принят в Великобритании, и в августе 1919 года король наградил Ллойда Джорджа орденом «За заслуги».

Серьезной внутренней проблемой была Ирландия, где Шинн Фейн (ирландская партия) отказалась признать британский парламент. С 1919 по 1921 год бушевала гражданская война. Летом 1921 года Ллойд Джордж, с полного согласия своих консервативных коллег, изменил политику репрессий в Ирландии и начал переговоры, которые завершились обретением ирландцами независимости в декабре 1921 года. Более жесткие Тори (партия консерваторов) никогда не прощали этой “капитуляции”, как они ее считали. В 1922 году Ллойд Джордж столкнулся с неприятностями из-за так называемого скандала с почестями, когда были выдвинуты обвинения в том, что пэры и другие почести продаются за большие взносы. Недовольство Тори было широко распространено, когда с совершенно неожиданной стороны произошел кризис, который навсегда отстранил Ллойд Джорджа от власти. Это был Чанакский инцидент, в котором критикам казалось, что безрассудная внешняя политика правительства привела Британию на грань ненужной войны с Турцией. Когда лидеры консерваторов решили вновь обратиться к стране на коалиционной основе, последовал партийный бунт. Бонар Лоу, ушедший в отставку по состоянию здоровья в 1921 году, вернулся на политическую сцену. 19 декабря 1922 года большинство консервативных членов парламента одобрили Бонар Лоу и Стэнли Болдуина и призыв бороться в качестве независимой партии. Ллойд Джордж тут же подал в отставку.

Поздние годы

Долгий закат карьеры Ллойд Джорджа был печальным разочарованием. Вражда с Асквитянами (сторонниками Асквита) так и не была излечена, и с 1926 по 1931 год он возглавлял больную Либеральную партию. Впоследствии он посвятил себя написанию военных мемуаров (1933-36) и «правды о мирных договорах» (1938). В 1940 году Уинстон Черчилль пригласил его войти в свой военный кабинет, но Ллойд Джордж отказался, якобы по причине возраста и здоровья. Всего за два месяца до своей смерти он был возведен в ранг пэра как граф Ллойд-Джордж Двайфор.

Ллойд Джордж обладал красноречием, необычайным обаянием и убедительностью, способностью видеть суть проблем, сложность которых ставила в тупик большинство людей, глубокой симпатией к угнетенным классам и расам и искренней ненавистью к тем, кто злоупотреблял властью. Но у этих добродетелей была и обратная сторона: любовь к хитрым методам, небрежность к назначениям и почестям, а также безжалостность, не оставлявшая места для развития личной дружбы.

Ллойд Джордж, несмотря на все свое величие, вызывал у многих людей глубокое недоверие, и именно в высшем среднем классе, представленном в политике Стэнли Болдуином и Невиллом Чемберленом, он внушал самые острые опасения. Они оба были полны решимости отстранить его от должности. Таким образом, Ллойд Джордж так и не смог вернуть себе то положение, которое он потерял в 1922 году.

Парижская мирная конференция (1919-20)

Парижская мирная конференция (1919-20) — встреча, положившая начало международному урегулированию после Первой мировой войны.

Хотя формально военные действия были прекращены серией военных столкновений между союзниками и их противниками, конференция открылась только 18 января 1919 года. Эта задержка объяснялась главным образом тем, что британский премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж решил утвердить свой мандат на всеобщих выборах до начала переговоров.

За прибытием Ллойд Джорджа в Париж 12 января 1919 года последовала предварительная встреча глав правительств Франции, Великобритании, США и Италии. Было решено, что они, вместе с японскими полномочными представителями, составят Высший совет или Совет Десяти, чтобы монополизировать все основные решения. Однако в марте Верховный Совет был, по соображениям удобства, сокращен до Совета четырех, состоящего только из глав правительств западных стран, поскольку главный японский полномочный представитель принц Сайондзи Киммоти воздерживался от обсуждения вопросов, не представляющих интереса для Японии. Министры иностранных дел продолжали заседать в качестве совета пяти, занимаясь второстепенными вопросами.

Пять великих держав также контролировали Высший экономический совет, созданный в феврале 1919 года для консультирования конференции по экономическим мерам, которые должны быть приняты до переговоров о мире. Специальные комиссии были назначены для изучения конкретных проблем: организации Лиги Наций и разработке ее пакта, определение ответственности за войну и гарантий против ее возобновления, репарации, международное трудовое законодательство и т.д.

Основными итогами конференции были: 1) Пакт Лиги Наций, представленный в первом варианте 14 февраля 1919 года и окончательно одобренный в пересмотренном варианте 28 апреля; 2) Версальский договор, представленный германской делегации 7 мая 1919 года и подписанный после их возражений 28 июня; 3) Сен-Жерменский договор, представленный австрийской делегации в черновом варианте 2 июня 1919 года и в более полном варианте 20 июля и подписанный 10 сентября. Между союзниками происходили споры как по поводу договоров с Германией, так и по поводу договоров с Австрией. Что касается первого, то американцы и англичане сопротивлялись французским требованиям, затрагивающим западную границу Германии, и польскому требованию, поддержанному Францией, о Данциге (Гданьске), в то время как американцы также возражали против японских претензий на особые привилегии Германии в Шаньдуне (Шаньдуне), Китай. Что касается последнего договора, то итальянцы и югославы поссорились из-за раздела бывших владений Австрии на Адриатическом море.

Государство всеобщего благосостояния

Государство всеобщего благосостояния — концепция государственного устройства, при которой государство и хорошо налаженная сеть социальных институтов играет ключевую роль в защите и поощрении экономического и социального благополучия граждан. Она основана на принципах равенства возможностей, справедливого распределения богатства и общественной ответственности за тех, кто не может воспользоваться минимальными условиями для хорошей жизни. Общий термин может охватывать различные формы экономической и социальной организации.

Основополагающей чертой государства всеобщего благосостояния является социальное страхование, общее для большинства развитых индустриальных стран (например, национальное страхование в Соединенном Королевстве и социальное обеспечение в Соединенных Штатах). Такое страхование обычно финансируется за счет обязательных взносов и предназначено для предоставления льгот лицам и семьям в периоды наибольшей нужды.

Государство всеобщего благосостояния также обычно включает в себя предоставление населению базового образования, медицинских услуг и жилья (в некоторых случаях по низкой цене или бесплатно). В этом отношении государство всеобщего благосостояния в западноевропейских странах значительно шире, чем в Соединенных Штатах, и во многих случаях оно обеспечивает всестороннее медицинское обслуживание и предоставление высшего образования, субсидируемого государством.

Система налогообложения физических лиц также могут рассматриваться как аспекты социального государства. Личное налогообложение относится к этой категории в той мере, в какой его прогрессивность используется для достижения большей справедливости в распределении доходов, а также в той мере, в какой оно используется для финансирования выплат по социальному страхованию и других пособий, не полностью финансируемых за счет обязательных взносов. В социалистических странах государство всеобщего благосостояния также охватывает вопросы занятости и регулирования потребительских цен.

Современное употребление этого термина связано с комплексными мерами социального страхования, принятыми в 1948 году Великобританией на основе доклада сэра Уильяма Бевериджа «социальное страхование и союзнические службы» (1942). В XX веке, когда от прежней концепции пассивного государства невмешательства постепенно отказались, почти все страны стремились обеспечить хотя бы некоторые меры социального страхования, связанные с государством всеобщего благосостояния. Таким образом, в Соединенных Штатах новый курс Франклина Д. Рузвельта, Гарри С. Трумэна и значительной части внутренних программ последующих президентов были основаны на принципах государства всеобщего благосостояния. В своей более полной форме государство всеобщего благосостояния оказывает государственную помощь индивиду практически на всех этапах жизни “От колыбели до могилы”, как это было реализовано в Нидерландах и социал—демократических правительствах скандинавских стран. Многие менее развитые страны ставят своей целью создание той или иной формы государства всеобщего благосостояния.

Основными проблемами в управлении государством всеобщего благосостояния являются: определение желательного уровня предоставления услуг государством; обеспечение того, чтобы система личных льгот и взносов удовлетворяла потребности отдельных лиц и семей и в то же время обеспечивала достаточные стимулы для производительного труда; обеспечение эффективности функционирования государственных монополий и бюрократии; и справедливое предоставление ресурсов для финансирования услуг сверх взносов непосредственных бенефициаров.

Гордон Хьюарт

Гордон Хьюарт, 1-й виконт Хьюарт, также называемый сэром Гордоном Хьюартом, или бароном Хьюартом Бери, (родился 1870, Бери, Ланкашир, Англия.- 1943 года, Тоттеридж, графство Хартфордшир), лорд-главный судья Англии с 1922 по 1940 год.

Ученый из Оксфордского Университетского колледжа Хьюарт был вызван в адвокатуру во внутреннем храме в 1902 году и практиковался на Северном кольце. После неудачной борьбы за место в парламенте Северо-Западного Манчестера в 1912 году он был избран либералом от Лестера в 1913 году и позже представлял восточную часть этого города. В декабре 1916 года он был назначен генеральным адвокатом в коалиционном правительстве Дэвида Ллойд Джорджа. Он был назначен генеральным прокурором в январе 1919 года и был принят в кабинет министров в 1921 году. Будучи юристом, Хьюарт играл ведущую роль во многих судебных процессах, связанных с защитой королевских законов. В Палате общин он проявил себя влиятельным спорщиком. Он принимал активное участие в заключительном этапе переговоров с Шинн Файнерс. С 1922 года он был председателем Военного компенсационного суда.

Хьюарт был посвящен в рыцари в 1916 году. 16 марта 1918 года он был приведен к присяге в качестве члена тайного совета и 24 марта 1922 года был назначен лордом верховным судьей. Он ушел с поста главного судьи в 1940 году и в том же году был назначен виконтом Хьюартом из Бери. Как судья, Хьюарт был склонен принимать решения слишком рано и на недостаточном материале и поэтому, казалось, принимал чью-то сторону. Его книга «Новый деспотизм» (1929) была мощным, но не умеренным обвинением квазиюдициальных полномочий, предоставленных исполнительной власти. С другой стороны, борцы за гражданские свободы одобряли его противодействие правительственным посягательствам и бюрократическим ограничениям.

DenZ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *