0

Константин Великий краткая биография: вера и царствование

Константин I, по имени Константин Великий (Флавий Валерий Константин) родился 27 февраля 280 года н. э. Наисс, Мезия — умер 22 мая 337 года, Анцирона. Первый римский император, исповедовавший христианство. Он не только положил начало эволюции империи в Христианское государство, но и дал толчок развитию самобытной христианской культуры, которая подготовила почву для роста Западной цивилизации.

Константин был представителем военного правящего класса конца III века. Он был сыном Флавия Валерия Констанция, армейского офицера и его жены Елены. В 293 году его отец был возведен в ранг Цезаря (заместителя императора) и был отправлен служить под началом императора Августа Максимиана на Западе. В 289 году Констанций расстался с Еленой, чтобы жениться на падчерице Максимиана, и Константин воспитывался в Восточной империи при дворе императора Диоклетиана в Никомедии (современный Измит, Турция).

Карьера и преобразования

В 305 году оба императора, Диоклетиан и Максимиан, отреклись от престола, и на смену им пришли их заместители Галерий и Констанций. Последние были заменены Галерием Валерием Максимином на Востоке и Флавием Валерием Севером на Западе. Константин был оставлен без внимания. Констанций попросил Галерия о встрече с сыном, и Константин отправился через земли враждебного императора, чтобы присоединиться к отцу в Гезориакуме (современная Булонь, Франция). Они вместе переправились в Британию и вели кампанию на севере до смерти Констанция в Эборакуме (современный Йорк) в 306 году. Провозглашенный армией императором Константин затем вступил в сложную серию гражданских войн, в которых Максенций, сын Максимиана, восстал против Рима.

С помощью своего отца Максенций подавил Севера, который был провозглашен западным императором Галерием, а затем заменен Лицинием. Когда Максимиан был отвергнут своим сыном, он присоединился к Константину в Галлии. Вскоре он был убит, так как хотел предать Константина. Император в 307 году женился на дочери Максимиана Фаусте, как на своей второй жене. Далее он вторгся в Италию в 312 году, и после молниеносной кампании разгромил своего шурина Максенция на Мильвийском мосту близ Рима. Затем он заключил союз с Лицинием и Константин стал западным императором, а Лициний поделил Восток со своим соперником Максимином. Лициний победил Максимина и стал единственным восточным императором, но в 316 году уступил Константину территорию на Балканах. После очередного периода напряженности Константин напал на Лициния в 324 году, разгромив его в Адрианополе и Хрисополе и став единоличным императором Востока и Запада.

На протяжении всей жизни Константин приписывал свой успех обращению в христианство и поддержке христианского Бога. Триумфальная арка, воздвигнутая в его честь в Риме после поражения Максенция, приписывала победу христианскому богу и Константину. Статуя, установленная в то же время, изображала самого Константина, держащего высоко крест, где была надпись: “Этим спасительным знамением я освободил Ваш город от тирана и вернул свободу Сенату и народу Рима.» После победы над Лицинием в 324 году Константин писал, что он прибыл с самых дальних берегов Британии как избранный Богом инструмент для подавления нечестия. В письме к персидскому царю Шапуру II он провозгласил, что с помощью божественной силы Бога он пришел установить мир и процветание во всей земле.

Приверженность Константина христианству была тесно связана с приходом к власти. Он сражался в битве у Мильвийского моста во имя христианского Бога, получив во сне указание нарисовать христианскую монограмму на щитах войск.

Гражданская война способствовала религиозному соперничеству, каждая сторона заручалась Божественной поддержкой, и не было ничего не обычного в том, что Константин искал божественной помощи для своих притязаний на власть и божественного оправдания для ее приобретения.

Приверженность христианству

Вскоре после поражения Максенция Константин встретился с Лицинием в Медиолане, чтобы подтвердить ряд политических и династических договоренностей. Результатом этой встречи стал Миланский эдикт, распространивший веротерпимость на христиан и восстановивший любую личную и корпоративную собственность, конфискованную во время гонений. Сохранившиеся копии этого указа были размещены Лицинием в восточных частях империи. Но Константин вышел далеко за рамки совместной политики, согласованной в Медиолане. К 313 году он передал епископу Рима императорскую собственность Латерана, где вскоре возник новый собор-базилика Константиниана (ныне Сан-Джованни-ин-Латерано). Церковь Святого Себастьяна также была основана в это время, и именно в эти первые годы своего правления Константин начал издавать законы, передающие церкви финансовые и юридические привилегии. Как он сказал в письме к проконсулу Африки в 313 году, христианское духовенство не должно отвлекаться от своих религиозных обязанностей.

Личный вклад Константина в реформы религии прослеживается в серии писем, относящихся к Донатистскому расколу в Северной Африке, начиная с 313 года и до начала 320-х годов. Донатисты утверждали, что те священники и епископы, которые когда-то отпали от христианской веры, не могут быть вновь допущены в церковь. Главной заботой Константина было то, что разделенная церковь оскорбит христианского Бога и таким образом навлечет божественное возмездие на Римскую Империю и самого Константина. Раскол, по мнению Константина, был инспирирован Сатаной. Его сторонники действовали вопреки милосердию Христа, за что они могли ожидать вечного проклятия на Страшном Суде. Между тем, праведные члены христианской общины должны были проявлять терпение. Поступая таким образом, они будут подражать Христу, и их терпение будет вознаграждено вместо мученичества. Константин не сомневался в том, что устранение заблуждений и распространение истинной религии были его личным долгом и правильным использованием императорского положения.

Второе участие Константина в церковном вопросе последовало за поражением Лициния. По Никейскому собору, открывшемуся в начале лета 325 года обращением императора, уже предшествовало письмо к Арию, в котором Константин высказал свое мнение, что спор вызван только чрезмерным досугом и академическими спорами, сам вопрос тривиален и может быть разрешен без труда. Его оптимизм не оправдался: ни это письмо, ни сам Никейский Собор, ни второе письмо, в котором Константин призывал согласиться с его выводами, не были достаточными для разрешения спора, участники которого были непримиримы. В течение более 40 лет после смерти Константина арианство было фактически официальной ортодоксией Восточной империи.

Никейский собор совпал с празднованием 20-летия царствования Константина, на котором, отвечая на комплимент, оказанный присутствием императора на их соборе, епископы были почетными участниками. Но визит Константина на Запад в 326 году, который был направлен, чтобы повторить празднование в Риме, принес величайший политический кризис царствования. Во время своего отсутствия на Востоке, по причинам, которые остаются неясными, Константин приказал убить своего старшего сына, заместителя императора Криспа и свою жену Фаусту, мачеху Криспа. Поездка в Рим тоже не увенчалась успехом. Отказ Константина принять участие в языческой процессии оскорбил римлян, и когда он после короткого визита уехал, то уже никогда не возвращался.

Последний год

Эти события определили ход последней фазы царствования Константина. После поражения при Лицинии он переименовал Византию в Константинополь и сразу же по возвращении с Запада начал перестраивать город по значительно расширенному образцу в качестве своей постоянной столицы и “Второго Рима». Освящение Константинополя (май 330 г.) подтвердило расторжение брака между императорами и Римом, которое продолжалось уже более ста лет. Рим уже давно не отвечал стратегическим потребностям империи. Теперь он должен был остаться в гордом одиночестве, как невероятно богатый и престижный город, все еще эмоциональный центр империи, но имеющий ограниченное политическое значение.

Мать Константина, Елена, отправилась в паломничество в Святую Землю. Ее путешествие сопровождалось милостыней и благочестивыми делами. По инициативе Евтропии, тещи Константина, была также построена церковь в Мамре, где, согласно толкованию Книги Бытия, разделенному Константином и Евсевием, Христос впервые явил себя человечеству, но самое знаменитое из этих событий последовало за сенсационным открытием Гроба Господня в Иерусалиме. Это открытие было с энтузиазмом воспринято Константином, который инициировал строительство большой новой базилики на этом месте, предлагая неограниченную помощь в труде и материалах, а также предложения по дизайну и отделке.

Интерес Константина к церковному строительству проявился и в Константинополе, особенно в церквах Святой премудрости (первоначально Святой Софии) и апостолов. В Риме Великая церковь Святого Петра была заложена в конце 320-х годов и щедро одарена Константином столовыми приборами и имуществом. Между тем церкви в Трире, Аквилее, Цирте в Нумидии, Никомедии, Антиохии, Газе, Александрии и других местах прямо или косвенно были обязаны своим развитием интересам Константина.

Император вызвал в Трир Богослова и полемиста Лактанция, чтобы тот стал наставником Криспа. В последующие годы он заказал новые экземпляры Библии для растущей конгрегации в Константинополе. Он сочинял особую молитву для своих войск и отправлялся в походы с передвижной часовней в палатке. Он издал множество законов, касающихся христианской практики и предрасположенности к ней, например, отменил наказание в виде распятия и практику клеймения некоторых преступников, предписывал соблюдение воскресных и святых дней и расширил привилегии для духовенства.

Константин надеялся креститься в реке Иордан, но отложил церемонию до конца своей жизни. Во время подготовки к походу против Персии он заболел в Эленополе. Когда лечение не помогло, он решил вернуться в Константинополь, но был вынужден лечь в постель близ Никомедии. Там Константин принял крещение, сменив императорский пурпур на белые одежды неофита, и умер в 337 году. Он был похоронен в Константинополе в своей Церкви апостолов, чьи мемориалы, по шесть с каждой стороны, окружали его могилу. Однако это было не столько выражением религиозной мании величия, сколько буквальным убеждением Константина в том, что он был преемником евангелистов, посвятив свою жизнь и служение распространению христианства.

Наследие

Некоторые неясности в государственной политике Константина были вызваны уважением к установившимся традициям и появлением глобальных изменений. Подавление язычества законом и разрушение языческих святынь уравновешивается особым почтением к местным традициям. Так, в Италии было разрешено проводить местный праздник, включающий гладиаторские игры, и основать храм императорской династии, хотя прямые религиозные обряды там были строго запрещены. В одном из ранних законов Константина римским священникам и общественным прорицателям запрещалось входить в частные дома. Однако другой закон 321 года, предписывал им читать молитву “по старинному обычаю”, если в императорский дворец или любое другое общественное здание попадала молния. Классическая культура и образование, тесно связанные с язычеством, продолжали пользоваться огромным авторитетом и влиянием. Провинциальное языческое духовенство, столь же тесно связанное с гражданской жизнью, надолго пережило царствование Константина. Сам Константинополь был преимущественно христианским городом, его посвящение праздновалось христианскими богослужениями. Однако в его основании также принимал участие известный языческий провидец Сопатрос.

Объективная оценка светских достижений Константина трудна из-за преимущественно религиозного значения, которое сам император придавал своему царствованию и из-за беспокойного новаторского характера. Некоторые из достижений Константина были уже заложены в тенденциях последних лет. Так можно охарактеризовать дальнейшее развитие административной, судебной иерархии и растущей зависимости от подвижной полевой армии, что считалось ущербом для пограничных гарнизонов. Установление Константином новой золотой монеты, солидуса, которая должна была сохраниться на протяжении веков в качестве основной денежной единицы Византии, вряд ли было бы достигнуто без работы его предшественников по восстановлению политической и военной стабильности после анархии III века. С собственной политической и династической политикой Константина было связано появление региональных преторианских префектур с верховной властью над гражданским финансовым управлением, но без прямого контроля над военными делами. Они уступили новым магистрам кавалерии и пехоты. Сокращение полномочий префектов рассматривалось некоторыми как чрезмерно новаторское, но принцип разделения военной и гражданской власти уже был установлен Диоклетианом. Настоящим нововведением, от которого Константин не мог ожидать большого недовольства, стало введение им нового налога. Он взимался каждые пять лет с торговли и бизнеса.

Константин был известен открытостью по отношению к своим сторонникам и продвигал людей более низкого социального статуса. Также он был известен своей щедростью. По мнению некоторых исследователей, она стала возможной только благодаря разграблению сокровищ языческих храмов, а также конфискациям и новым налогам.

Основание Константинополя, акт решающего долгосрочного значения, было личным достижением Императором. Но и он был построен не на пустом месте: Диоклетиан укрепил Никомедию до такой степени, что считалось, будто она бросает вызов Риму. Сам город являл собой образец «религиозной алчности» императора, будучи наполненный художественными трофеями греческих храмов. Его Сенату, созданному под стать римскому, не хватало аристократической родословной и престижа.

В военной политике Константин пользовался неизменным успехом, к его победам в гражданских войнах добавились победы над франками, сарматами и готами. Последние, в частности, демонстрировали смелое и творческое владение стратегией. Константин был абсолютно безжалостен к своим политическим врагам, в то время как его законодательство, помимо уступок христианству, отличается главным образом жестокостью, которая стала характерной для позднеримского правоприменения. В политическом отношении главным вкладом Константина было, пожалуй, то, что, оставив империю своим трем сыновьям, он восстановил династическую преемственность, но она была обеспечена только последовательностью политических убийств после его смерти.

Достижения Константина были, пожалуй, величайшими в социальной и культурной истории. Именно развитие, по его примеру, христианизированного имперского правящего класса, наряду с его династическими успехами, наиболее прочно закрепило привилегированное положение христианства. Это движение, а не исполнение какой-либо программы законодательства, было основой христианизации Римской Империи. В течение IV века на ее основе произошли два события, которые существенно повлияли на характер Византийской и Западной средневековой культуры: рост специфически христианской, библейской культуры, занявшая свое место рядом с традиционной классической культурой высших классов и распространение новых форм религиозного патронажа между светскими правящими классами и епископами, христианскими интеллектуалами и святыми людьми. Константин оставил много дел своим преемникам, но именно его личный выбор, сделанный в 312 году, определил возникновение Римской Империи как Христианского государства. Нетрудно понять, почему Евсевий рассматривал царствование Константина как исполнение божественного провидения.

Первый Никейский Собор

Первый Никейский Собор (325), Первый Вселенский собор христианской церкви, собравшийся в Древней Никее (ныне Изник, Турция). Он был созван императором Константином I, который председательствовал на первом заседании и принимал участие в дискуссиях. Он надеялся, что общий собор церкви разрешит проблему, созданную в Восточной Церкви арианством, ересью, впервые предложенной Арием Александрийским, утверждавшим, что Христос не божественное, а тварное существо. Папа Сильвестр I не присутствовал на Соборе, но был представлен легатами.

Собор осудил Ария и включил нескрипционное слово homoousios (“из одной субстанции”) в Символ веры, чтобы обозначить абсолютное равенство сына и отца. Затем император сослал Ария, что, хотя и свидетельствовало о солидарности церкви и государства, подчеркивало важность светского покровительства в церковных делах.

Совет попытался, но не смог установить единую дату Пасхи. Он издавал указы по многим другим вопросам, в том числе о надлежащем способе посвящения епископов, осуждении ростовщичества священнослужителями и отказе разрешить епископам, священникам и диаконам переходить из одной церкви в другую. Он также подтвердил главенство Александрии и Иерусалима над другими престолами в их соответствующих областях. Сократ Схоластик, византийский историк V века, сказал, что собор намеревался сделать канон, предписывающий безбрачие духовенства, но он не сделал этого.

Значение слова «Император»

Император — титул, обозначающий суверена империи, первоначально присваивался правителям древней Римской Империи и более поздним европейским правителям.

В республиканском Риме (ок. 509-27 до н. э.) император обозначал победоносного полководца, названного так его войсками или Сенатом. При империи (после 27 года до н. э.) он регулярно принимался правителем в качестве имени и постепенно стал применяться к его должности.

В Средние века Карл Великий, король франков и лангобардов, был коронован папой Львом III в Риме на Рождество 800 года. С тех пор вплоть до падения Константинополя в 1453 году в христианском мире было два императора — Восточный и Западный. Термин «император Священной Римской Империи” в настоящее время обычно используется для удобства обозначения западных монархов, хотя сначала этот титул был просто «император», затем “август император”, а с 971 года “римский император».

Распад Франкской Европы на отдельные королевства привел в конечном счете к переходу императорского титула в 962 году к Восточно-Франкскому или германскому королю Оттону I, который также был королем Италии (бургундское королевство было дополнительно приобретено Конрадом II в 1032 году). С тех пор до 1806 года не было императоров, которые не были немецкими королями, так что избрание на германский престол стало де—факто необходимым для достижения императорского титула.

Вне сферы влияния франков и германцев титул императора иногда присваивался князьями, верховодившими более чем одним Королевством: так, Санчо III Великий Наваррский провозгласил себя “императором Испании” при аннексии Леона (1034). Альфонсо VI Леонский и кастильский провозгласили себя “императором двух религий”, чтобы показать свое превосходство как над христианами, так и над мусульманами, а Альфонсо VII принял титул “императора всей Испании” (1135). Русский царь Петр I Великий принял титул императора 22 октября 1721 года. С этого момента мужчин правителей стали называть императорами, а женщин-императрицами. Мужчины и женщины носили оба титула-царь (или царица) и император (или императрица).

После того, как французская революция разрушила Королевство Франция, Наполеон Бонапарт в 1804 году, будучи Помазанный Папой Пием VII, короновал себя императором Франции как Наполеон I. Его притязания быть преемником не Людовика XIV, а Карла Великого, вместе с его организацией Рейнская Конфедерация в Германии, представляли угрозу для Священной Римской империи династии Габсбургов. Видя это, Франциск II, чтобы сохранить императорский титул, принял титул “наследственного императора Австрии”, прежде чем распустить старую империю в 1806 году. Его преемники сохранили титул до 1918 года.

Наполеон III был императором Франции с 1852 года до своего низложения в 1870-71 годах (вторая французская империя). Между 1871 и 1918 годами короли Пруссии-Вильгельм I, Фридрих III и Вильгельм II— были германскими императорами или кайзерами. Виктория Британская приняла титул императрицы Индии в 1876 году, но ее правнук Георг VI отказался от императорского титула, когда Индия стала независимой.

В Западном полушарии Жан-Жак Дессалин был императором Гаити с 1804 по 1806 год. Принцы дома Браганса были императорами Бразилии с 1822 по 1889 год. Агустин де Итурбиде и австрийский эрцгерцог Максимилиан были императорами Мексики с 1822 по 1823 год и с 1864 по 1867 год соответственно. Титул император также широко и свободно используется в качестве английского обозначения для государей: Эфиопии, Японии, Индии, для бывших государей Китая, для инков-правителей Перу и для ацтеков-правителей Мексики.

Сын Императора

Крисп, в полном составе Флавий Юлий Крисп (родился около 305 г.—умер в 326 г., Пола, Венеция), старший сын Константина Великого, который был казнен при загадочных обстоятельствах по приказу своего отца.

Свое образование Крисп получил от христианского писателя Лактанция. 1 марта 317 года Константин даровал Криспу титул Цезаря и сделал его титулованным правителем Галлии. Он победил Франков в 320 году и Аламаннов в 322 и 323 годах. Во второй войне между Константином и его соправителем Лицинием Крисп командовал флотом своего отца и одержал важную морскую победу в Геллеспонте. Но в 326 году, сопровождая Константина в Рим на празднование 20-летия его восшествия на престол, он был предан смерти. Вскоре после этого была казнена и его мачеха Фауста.

Арльский собор

Арльский собор (314 г. н. э.) — первое представительное собрание христианских епископов в Западной Римской Империи. Он был созван в Арле в Южной Галлии в августе 314 года императором Константином I, главным образом для решения проблемы донатистов, раскольнической христианской группы в северной Африке. Этот синод, в котором участвовали представители 43 епископств, состоялся потому, что донатисты отрицали представительный характер двух предыдущих синодов. В Арле донатистов снова осудили, но они отвергли решения Собора и вновь обратились к Константину с просьбой пересмотреть их дело.

Святая Елена

Святая Елена, также называемая Еленой (родилась около 248 года, Вифиния, Малая Азия—умерла около 328 года, Никомедия), Римская императрица, считавшаяся первооткрывательницей Креста Христова.

Елена была замужем за Римским императором Констанцием I, который отрекся от нее по политическим мотивам. Когда ее сын Константин I Великий стал императором в Йорке в 306 году, он сделал ее вдовствующей императрицей, и под его влиянием она впоследствии стала христианкой. Она была предана своему старшему внуку, Криспу Цезарю, которого Константин сделал титулованным правителем Галлии, но таинственная интрига в императорской семье завершилась казнью Криспа и Фаусты, второй жены Константина и мачехи Криспа. Впоследствии распространился слух, что Фауста обвинила Криспа в попытке соблазнить ее—отсюда казнь Криспа в 326 году. Фауста, в свою очередь, была осуждена убитой горем Еленой. Сразу же после двойной трагедии Елена совершила паломничество в Святую Землю. Она велела построить церкви на известных местах Рождества Христова (в Вифлееме) и Вознесения (близ Иерусалима).

До 337 года в Иерусалиме утверждалось, что крест Христа был найден во время строительства церкви Константина на Голгофе, под храмом Венеры, который был разрушен на этом месте. Позднее, в том же столетии, это открытие приписали Елене. Впоследствии сложилось много легенд, и история обретения Креста, усиленная романами и путаницей с другими Еленами, стала любимой во всем христианском мире. Эта история была снова рассказана в стихотворении Синевульфа 9-го века «Элена».

DenZ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *