0

Альбер Камю краткая биография: жизнь, труды

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года, Мондови, Алжир-умер 4 января 1960 года, близ Сенса, Франция. Французский писатель, эссеист и драматург, наиболее известный такими романами, как L’étranger (Незнакомец, 1942), La Peste (Чума, 1947) и La Chute (Падение, 1956). В 1957 году он получил Нобелевскую премию по литературе.

Юные годы

Через год после рождения Камю его отец, бедный рабочий, был убит в Первой Мировой Войне во время битвы на Марне. Его мать, испанка по происхождению, занималась домашним хозяйством, чтобы содержать семью. Камю и его старший брат Люсьен переехали вместе с матерью в рабочий район Алжира, где все трое жили вместе с бабушкой по материнской линии и парализованным дядей в двухкомнатной квартире. Первый опубликованный сборник эссе Камю описывает физическую обстановку этих ранних лет и включает портреты его матери, бабушки и дяди. Второй сборник эссе «Бракосочетание» 1938, содержит лирические размышления об Алжирской сельской местности и представляет природную красоту как форму богатства, которым могут наслаждаться даже очень бедные. Оба сборника противопоставляют хрупкую сущность человека непреходящей природе физического мира.

В 1918 году Камю поступил в начальную школу, и ему посчастливилось учиться у выдающегося учителя Луи Жермена, который помог ему получить стипендию в алжирском лицее в 1923 году. Затем последовал период интеллектуального пробуждения, сопровождавшийся большим увлечением спортом, особенно футболом, плаванием и боксом. Однако в 1930 году первый из нескольких тяжелых приступов туберкулеза положил конец его спортивной карьере и прервал учебу. Камю пришлось покинуть нездоровую квартиру, которая была его домом в течение 15 лет, и после короткого периода, проведенного с дядей, Камю решил жить самостоятельно, поддерживая себя различными работами, зарегистрировавшись в качестве студента философии в алжирском университете.

В университете Камю находился под особым влиянием одного из своих учителей, Жана Гренье, который помогал ему развивать свои литературные и философские идеи и разделял его энтузиазм в отношении футбола. В 1936 году он получил диплом за диссертацию о взаимоотношениях греческой и христианской мысли в философских трудах Плотина и Святого Августина. Его кандидатура на должность агронома (квалификация, которая позволила бы ему продолжить университетскую карьеру) была прервана очередным приступом туберкулеза. Чтобы поправить здоровье, он отправился на курорт во французские Альпы и в конце концов вернулся в Алжир через Флоренцию, Пизу и Геную.

Литературная карьера Камю

В течение 1930-х годов Камю расширил свои интересы. Он читал французских классиков, а также писателей того времени среди них: Андре Жид, Анри де Монтерлан, Андре Мальро. Он стал заметной фигурой среди молодых левых интеллектуалов Алжира. В течение короткого периода времени в 1934-35 годах он также был членом Алжирской Коммунистической партии. Кроме того, он писал, продюсировал, адаптировал и играл для театра «Труд» (рабочий театр, позднее названный «Театр Экипа»), целью которого было донести выдающиеся пьесы до рабочей аудитории. Он сохранил глубокую любовь к театру до самой своей смерти. По иронии судьбы, его пьесы являются наименее почитаемой частью его литературного творчества, хотя Le Malentendu (Перекрестная цель) и Калигула, впервые поставленные в 1944 и 1945 годах, остаются вехами.

За два года до начала Второй мировой войны Камю проходил стажировку в качестве журналиста во многих областях, в том числе в качестве ведущего (редакционного) писателя, субредактора, политического репортера и рецензента книг. Он рассмотрел некоторые из ранних литературных произведений Жан-Поля Сартра и написал важную серию статей, анализирующих социальные условия среди мусульман региона Кабили. Эти статьи, переизданные в сокращенном виде в журнале Actuelles III (1958), привлекли внимание ко многим несправедливостям. Камю занял свою позицию на гуманитарных, а не идеологических основаниях и продолжал видеть будущую роль Франции в Алжире, не игнорируя при этом колониальные несправедливости.

Он пользовался наибольшим влиянием как журналист в последние годы оккупации Франции и непосредственно после освобождения. Как редактор парижской ежедневной газеты «Бой», преемник газеты сопротивления, которой руководил в основном Камю, он занимал независимую левую позицию, основанную на идеалах справедливости и истины и вере в то, что все политические действия должны иметь прочную моральную основу.

К этому времени Камю стал ведущей литературной фигурой. «Л’Этрангер “(Чужак) — блестящий роман, начатый до войны и опубликованный в 1942 году, представляет собой исследование отчуждения 20-го века с портретом «чужака», человека, приговоренного к смерти не столько за то, что он застрелил араба, сколько за то, что он никогда не говорит больше, чем искренне чувствует и отказывается соответствовать требованиям общества. В том же году вышел в свет влиятельный философский очерк “миф о Сизифе «(Le Mythe de Sisyphe), в котором Камю с немалой симпатией анализировал современный нигилизм и ощущение «Абсурда». Он уже искал пути преодоления нигилизма, и его второй роман «Чума» — это символический рассказ о борьбе с эпидемией в Оране. Камю перешел от своей первой основной концепции абсурда к другой главной идее морального и метафизического бунта. Он противопоставил этот последний идеал политико-исторической революции во втором длинном эссе «L’Homme révolté» (Мятежник 1951), которое вызвало ожесточенный антагонизм между марксистскими критиками и теоретиками, как Жан-Поль Сартр. Его другие крупные литературные произведения- блестящий роман «Ла Шут» (1956) и сборник рассказов «Л’Эксиль и Ле Руайом» (Изгнание и Королевство). Ла-Шют раскрывает интерес к христианскому символизму и содержит ироническое и остроумное разоблачение более самодовольных форм светской гуманистической морали.

В 1957 году, в возрасте 44 лет, Камю получил Нобелевскую премию по литературе. Со свойственной ему скромностью он заявил, что если бы он был членом комитета по присуждению премий, то его голос, несомненно, достался бы Андре Мальро. Менее чем через три года Камю погиб в автомобильной катастрофе.

Наследие

Будучи романистом и драматургом, моралистом и политическим теоретиком, Альбер Камю после Второй мировой войны стал выразителем своего собственного поколения и наставником следующего поколения не только во Франции, но и в Европе, а затем и во всем мире. Его труды, посвященные главным образом изоляции человека в чужой вселенной, отчуждению индивида от самого себя, проблеме зла и насущной необходимости смерти, точно отражали отчуждение и разочарование послевоенного интеллигента. Его помнят, как и Сартра, как ведущего специалиста по экзистенциальному роману. Хотя он понимал нигилизм многих своих современников, Камю также доказывал необходимость защиты таких ценностей, как истина, умеренность и справедливость. В своих последних работах он очертил контуры либерального гуманизма, отвергавшего догматические аспекты как христианства, так и марксизма.

Незнакомец

«Незнакомец» — первый роман Альбера Камю, опубликованный на французском языке под названием «L’étranger» в 1942 году.

Главный персонаж Незнакомца-Мерсо, француз, живущий в Алжире. Роман знаменит своими первыми строками: «Сегодня умерла мама. Или, может быть, это было вчера, я не знаю. После этого вступления читатель следует за Мерсо через повествование романа от первого лица к Маренго, где он сидит на страже на месте смерти своей матери. Несмотря на скорбь, охватившую его во время похорон матери, Мерсо не выказывает никаких внешних признаков горя. Этот отстраненный характер сохраняется во всех отношениях Мерсо, как платонических, так и романтических.

Друга главного героя по имени Раймонд арестовывают за нападение на свою любовницу. Он просит Мерсо поручиться за него перед полицией. Мерсо соглашается без эмоций. Вскоре Раймонд встречает группу мужчин, в том числе брата своей любовницы. Брат, именуемый “арабом», режет Раймонда ножом после того, как тот несколько раз бьет его. Мерсо случайно натыкается на ссору и убивает брата, но не из мести, а, по его словам, из-за дезориентирующей жары и раздражающего блеска солнца, которое ослепляет его, отражаясь от ножа брата. Это убийство разделяет две части истории.

Вторая часть романа начинается с досудебного допроса Мерсо, в котором основное внимание уделяется черствости обвиняемого по отношению к похоронам его матери и убийству “араба».- Его отсутствие раскаяния в сочетании с отсутствием печали, выраженной по отношению к матери, работает против него и приносит ему прозвище от следователя “Господин Антихрист”. Во время самого судебного процесса характер Мерсо приносит больше вреда, чем пользы, потому что свидетели подчеркивают очевидную апатию и отстраненность героя. В конце концов Мерсо признают виновным в умышленном убийстве и приговаривают к смертной казни через гильотину. В ожидании своей неминуемой смерти он одержим мыслью о том, что его апелляция может быть принята. Капеллан посещает Мерсо против его воли. В катарсическом порыве гнева Мерсо доводит капеллана до слез. Это, однако, приносит Мерсо умиротворение и помогает ему принять свою смерть с распростертыми объятиями.

Миф о Сизифе

«Миф о Сизифе», философское эссе Альбера Камю, опубликованное на французском языке в 1942 году под названием «Le Mythe de Sisyphe». Опубликованный в том же году, что и роман Камю «Странник», «миф о Сизифе» содержит сочувственный анализ современного нигилизма и затрагивает природу абсурда.

Под влиянием философов Серена Кьеркегора, Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше Камю утверждает, что жизнь по существу бессмысленна, хотя люди продолжают пытаться установить порядок в существовании, и искать ответы на неразрешимые вопросы. Камю использует греческую легенду о Сизифе, который осужден богами на вечность постоянно катить валун вверх по холму только для того, чтобы он снова скатился вниз, как только камень доберётся до вершины. Этот миф предстает как метафора упорной борьбы индивида против сущностной абсурдности жизни. Согласно Камю, первый шаг, который должен сделать индивид, — это принять факт этой абсурдности. Если, как и для Сизифа, самоубийство не является возможным ответом, единственная альтернатива-восстать, радуясь акту катания валуна вверх по склону. Далее Камю утверждает, что с радостным принятием борьбы против поражения индивид обретает определение и идентичность.

Эссе

Эссе — это аналитическое, интерпретационное или критическое литературное произведение, обычно гораздо более короткое и менее систематическое, и формальное, чем диссертация. Оно обычно рассматривает свой предмет с ограниченной и часто личной точки зрения.

В современной литературе категория нехудожественной прозы занимает самое важное место как по количеству, так и по качеству.

Некоторые ранние трактаты такие, как: О приятности старости или об искусстве “гадания” Цицерона, о гневе или милосердии Сенеки, о смерти оракулов Плутарха до известной степени предвосхищают форму и тон эссе, но только в конце XVI века гибкая, нарочито небрежная и разносторонняя форма эссе была доведена до совершенства французским писателем Мишелем де Монтенем. Выбирая название эссе, чтобы подчеркнуть, что его сочинения были попытками или стремлениями нащупать выражения своих личных мыслей и переживаний, Монтень использовал эссе как средство самопознания. Его эссе, опубликованные в окончательном виде в 1588 году, до сих пор считаются одними из лучших в своем роде. Более поздние писатели, которые больше всего напоминают стиль Монтеня, включают: Роберта Бертона, сэра Томаса Брауна и Лоуренса Стерна.

В начале XVII века светские манеры, воспитание вежливости и образованность джентльмена стали темой многих эссеистов. Эта тема впервые была использована итальянцем Бальдассаре Кастильоне в его «Il libro del cortegiano» (Книга придворного 1528 год). Среди тех, кто преследовал эту тему, был испанский иезуит XVII века Бальтасар Грасиан в своих эссе об искусстве житейской мудрости.

Обострение политического сознания в XVIII веке, в эпоху Просвещения, сделало эссе важнейшим средством критики общества и религии. Благодаря своей гибкости, краткости и способности как к двусмысленности, так и к намекам на текущие события и условия, оно было идеальным инструментом для философских реформаторов. Федералистские газеты в Америке и трактаты французских революционеров являются одними из бесчисленных примеров попыток в этот период улучшить положение человека с помощью эссе.

Этот жанр также стал излюбленным инструментом традиционалистов XVIII и XIX веков, таких как: Эдмунд Берк и Сэмюэл Тейлор Кольридж, которые рассматривали короткое провокационное эссе как наиболее мощное средство просвещения масс.

В то время как в некоторых странах эссе стало избранным средством литературной и социальной критики, в других странах жанр стал полуполитическим, откровенно националистическим и часто полемическим. Эссеисты, такие как Роберт Льюис Стивенсон и Уилла Кэтер, писали с изяществом на несколько более легкие темы. Многие писатели, включая Вирджинию Вулф, Эдмунда Уилсона и Чарльза дю Боса, освоили эссе как форму литературной критики.

Театр абсурда

Театр абсурда — драматические произведения некоторых европейских и американских драматургов 1950-х и начала 60-х годов, которые согласились с оценкой экзистенциалиста Альбера Камю в его эссе “Миф о Сизифе” (1942), что человеческая жизнь по существу абсурдна, лишена цели. Хотя формального абсурдистского движения как такового не существовало, такие разные драматурги, как Сэмюэль Беккет, Эжен Ионеско, Жан Жене, Артур Адамов, Гарольд Пинтер и некоторые другие, разделяли пессимистическое видение человечества, тщетно пытающегося найти цель и управлять своей судьбой. Человечество с этой точки зрения остается в безнадежном, растерянном и тревожном состоянии.

Драматурги-абсурдисты уничтожили большую часть логических структур традиционного театра. Как бы отчаянно ни действовали персонажи, их деловитость служит для того, чтобы подчеркнуть тот факт, что ничего не происходит, чтобы изменить их существование.

Инсценировка 1975 года одноактной пьесы Эжена Ионеско «Новый жилец “является прекрасным примером театра абсурда, хотя сам автор предпочитал называть свое произведение «театром насмешек».

Язык в абсурдистской пьесе часто искажен, полон штампами, каламбуром, повтором и непоследовательностью. Персонажи пьесы Ионеско «лысое Сопрано» (1950) сидят и разговаривают, повторяя очевидное до тех пор, пока оно не начинает звучать как бессмыслица, тем самым выявляя неадекватность вербального общения. Нелепое, бесцельное поведение и разговоры придают пьесам иногда ослепительную комическую поверхность, но в основе лежит серьезное послание метафизического страдания. В то же время очевидно влияние идей, выраженных сюрреалистическими, экзистенциалистскими и экспрессионистскими школами.

Пьер-Жозеф Прудон

Пьер-Жозеф Прудон родился 15 января 1809 года, Безансон, Франция-умер 19 января 1865 года, Париж. Французский либертарианский социалист и журналист, чьи доктрины стали основой для более поздней радикальной и анархистской теории.

Ранняя жизнь и образование

Прудон родился в нищете в семье бездарного бондаря и трактирщика, а в возрасте девяти лет работал пастухом в горах Юра. Крестьянское происхождение Прудона повлияли на его идеи, и его видение идеального общества почти до конца оставалось видением мира, в котором крестьяне-фермеры и мелкие ремесленники, подобные его отцу, могли бы жить в свободе, мире. Роскошь отталкивала его, и он никогда не искал ее ни для себя, ни для других.

Прудон уже в раннем возрасте проявил признаки высокого интеллекта и получил стипендию в Безансонском колледже. Несмотря на унижение от сыновей торговцев, он развил вкус к обучению и сохранил его даже тогда, когда финансовые бедствия семьи вынудили его стать учеником печатника, а затем и наборщика. В то время как он изучал свое ремесло, он учил латынь, греческий и иврит. В типографии он не только общался с различными местными либералами и социалистами, но также попал под влияние утопического социалиста Шарля Фурье.

Вместе с другими молодыми печатниками Прудон позднее попытался основать свою собственную типографию, но плохое руководство разрушило это предприятие. Оно также было усугублено собственным растущим интересом к литературе, который привел его к разработке французской прозы, трудной для перевода, но восхищаемой такими разными писателями, как Флобер, Сент-Бев и Бодлер. В конце концов, в 1838 году стипендия, присужденная Безансонской Академией, позволила ему учиться в Париже. Теперь, располагая свободным временем для формулирования своих идей, он написал свою первую значительную книгу » Qu’est-ce que la propriété?». (Что Такое Собственность?, 1876). Это вызвало сенсацию, так как Прудон не только заявил “ «я анархист“, но и заявил: «собственность-это кража!”

Этот лозунг, получивший большую известность, был примером склонности Прудона привлекать к себе внимание и маскировать истинную природу своей мысли изобретением ярких фраз. Он нападал не на собственность в общепринятом смысле, а только на ту собственность, посредством которой один человек эксплуатирует другого. Собственность в другом смысле, в праве крестьянина владеть землей, на которой он работает, а ремесленника—своей мастерской и орудиями труда, — он считал необходимой для сохранения свободы. Его главная критика коммунизма, будь то утопического или марксистского типа, заключалась в том, что он уничтожал свободу, отнимая у индивида контроль над средствами производства.

В несколько реакционной атмосфере Июльской монархии в 1840-х годов Прудон едва избежал судебного преследования за свои высказывания в книге » Что такое собственность?». Он был привлечен к суду, когда в 1842 году опубликовал более подстрекательское продолжение, Avertissement aux propriétaires (Предупреждение собственникам, 1876). На этом первом процессе Прудон избежал осуждения, потому что присяжные обнаружили, что они не могут ясно понять его аргументы и поэтому не могут его осудить.

В 1843 году он отправился в Лион, чтобы работать управляющим в фирме водного транспорта. Там он столкнулся с тайным обществом Ткачей-Мутуалистами, разработавшими протоанархистскую доктрину, которая учила, что фабрики на заре индустриальной эры могут управляться объединениями рабочих, и что эти рабочие могут преобразовывать общество не насильственной революцией, а экономическими действиями. Такие взгляды расходились с якобинской революционной традицией во Франции, с ее акцентом на политическом централизме. Тем не менее Прудон принял их взгляды и позднее воздал должное своим лионским наставникам-рабочим, приняв название мутуализма для своей собственной формы анархизма.

Помимо встречи с малоизвестными лионскими теоретиками рабочего класса, Прудон также встречался с феминисткой-социалисткой флорой Тристан и во время своих визитов в Париж познакомился с Карлом Марксом, Михаилом Бакуниным и русским социалистом и писателем Александром Герценом. В 1846 году он вступил в спор с Марксом по поводу организации социалистического движения, возражая против авторитарных и централистских идей Маркса. Вскоре после этого, когда Прудон опубликовал свою «систему противоречий», » ou Philosophie de la misère «(Система экономических противоречий: или философия бедности, 1888), Маркс резко критиковал его в книжной полемике La misère de la philosophie (бедность философии, 1910). Это было началом исторического раскола между либертарными и авторитарными социалистами, между анархистами и марксистами, который после смерти Прудона должен был разорвать Первый Интернационал социализма в междоусобице между Марксом и учеником Прудона Бакуниным.

В начале 1848 года Прудон оставил свой пост в Лионе и уехал в Париж, где в феврале начал издавать газету «Репрезентант дю Пеп». В течение революционного 1848 года и первых месяцев 1849 года он редактировал в общей сложности четыре газеты. Все они были уничтожены в свою очередь правительственной цензурой. Сам Прудон принимал незначительное участие в революции 1848 года, которая, по его мнению, была лишена какого-либо здравого теоретического обоснования. Хотя он был избран в Учредительное собрание Второй Республики в июне 1848 года, он ограничился главным образом критикой авторитарных тенденций, возникших в революции и приведших к диктатуре Наполеона III. Прудон также безуспешно пытался создать Народный банк, основанный на взаимном кредите и трудовых чеках, которые платили рабочему в соответствии с временем, затраченным на его продукт. В конце концов он был заключен в тюрьму в 1849 году за критику Луи-Наполеона, который стал президентом республики до того, как провозгласил себя императором Наполеоном III. Прудон был освобожден в 1852 году.

Его друзья могли навещать его, и ему разрешалось время от времени выезжать в Париж. Из своей камеры он также редактировал последние статьи (при финансовой поддержке Герцена) и написал две из своих самых важных книг: «Никогда не переводимые признания революционера» (1849) и «идее революции XIX века». В этих работах он представлял идеальное общество как федеративное мировое общество с отмененными границами, ликвидированными национальными государствами и децентрализованной властью между коммунами или местными ассоциациями, со свободными договорами, заменяющими законы.

После освобождения Прудона из тюрьмы в 1852 году он постоянно подвергался преследованиям со стороны имперской полиции. В 1858 году он убедил издателя выпустить трехтомный шедевр «правосудие и революция», в котором он противопоставил гуманистическую теорию справедливости трансцендентальным предположениям церкви. Бежав в Бельгию, он был заочно приговорен к дальнейшему тюремному заключению. Он оставался в изгнании до 1862 года, развивая свою критику национализма и идеи всемирной федерации.

Вернувшись в Париж, Прудон начал приобретать влияние среди рабочих. Парижские ремесленники, принявшие его Мутуалистические идеи, были среди основателей первого Интернационала незадолго до его смерти в 1865 году. Последняя работа развивает теорию о том, что освобождение рабочих должно быть их собственной задачей, реализуемая посредством экономических действий.

Наследие

Прудон не был первым, кто сформулировал доктрину анархизма. Она уже была набросана, в частности, английским философом Уильямом Годвином и его последователем Перси Биши Шелли.

Однако нет никаких свидетельств того, что Прудон когда-либо изучал труды Годвина или Шелли, и его характерные доктрины анархизма (общество без правительства), мутуализма (объединение рабочих для целей кредитного банкинга) и федерализма (отрицание централизованной политической организации), по-видимому, явились результатом оригинальной интерпретации французской революционной мысли, модифицированной личным опытом.

Прудон был мыслителем-одиночкой, отказывавшимся признать, что он создал систему, и ненавидевшим идею создания партии. Он имел большое значение в первом Интернационале и впоследствии его идеи легли в основу теории анархизма, разработанной Бакуниным и писателем-анархистом Петром Кропоткиным. Его концепции были влиятельны среди таких различных групп, как русские народники, радикальные итальянские националисты 1860-х годов, испанские федералисты 1870-х годов и синдикалистское движение, которое развивалось во Франции и позже стало мощным в Италии и Испании. Вплоть до начала 1920-х годов Прудон оставался наиболее важным источником влияния на французский рабочий радикализм, в то время как его идеи децентрализации и критика правительства в более расплывчатом виде возродились в конце XX века, хотя временами их происхождение не признавалось.

DenZ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *